0

Гость | Группа "Гости" | RSS ШНИ "ЛЕЛЬ" ЦДТ "СОДРУЖЕСТВО"

Пятница, 29.03.2024, 15:41 Главная | Мой профиль | Выход г. Новосибирск


» Меню сайта

» Заходите

» Категории
Научные статьи [1]
Досуг [3]

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » ОБЩИЕ СТАТЬИ » Научные статьи

ШНИ "ЛЕЛЬ" КОНЦЕПЦИЯ
  И.В. Дубограева, руководитель школы народного искусства «Лель» ЦДТ «Содружество»


 
Концепция этно – художественного воспитания школы народного искусства «Лель»

В современной социо-культурной ситуации России система дополнительного образования является самоценным и самостоятельным видом образования. Она ориентирована на свободный выбор ребенком форм и видов деятельности, создание мотивов к познанию, творчеству, самосовершенствованию, формированию собственного «Я». На рубеже XX – XXI веков значительно повысился интерес к традиционной культуре своего народа, происходит процесс возрождения национального самосознания этносов. Это связано и с тем, что в период тоталитарной идеологии произошла частичная утрата духовных ценностей, нравственно – этических понятий народа, появилось поколение, не знающее традиций, культуры своего народа, что существенно тормозит процесс общего воспитания и его отдельные направления, в частности, музыкально – эстетического воспитания детей.
Актуальные проблемы развития народной художественной культуры отражены в Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства (2001 г.), в Законе РФ об образовании (1996 г.), в Национальной доктрине образования (2000 г.), в Концепции развития художественного образования в РФ (2001 г.), в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», .в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО ( среди них «Рекомендация по сохранению фольклора (1989 г.) и программа «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (принята в 2000 г.) и в других документах.
В этих документах предусмотрены различные направления деятельности учреждений культуры и образования, способствующие изучению традиций художественной культуры народов России, сохранению и развитию самобытных видов и жанров народного художественного творчества, а также традиционных форм их бытования. Особое внимание уделяется повышению роли народного художественного творчества как части отечественного культурного наследия, в духовно – нравственном , патриотическом воспитании детей и подростков, в формировании у них интереса к культуре России, к художественным традициям нашей страны.
Традиционная художественная культура народа включает в себя множество явлений народного творчества, а также форм и способов их бытования, передачи от поколения к поколению и творческого развития. Она обладает огромным, но пока еще слабо реализуемым педагогическим потенциалом. В ней воплощены сформированные веками духовно – нравственные ценности и идеалы народа, система его отношений к социуму, природе, Родине, к своей семье, к труду, к жизни и искусству. В этих произведениях народного творчества очень ярко отражены образы матери, героя, родного очага, а также образы мира, качества народной души и исконные добродетели (доброта, милосердие, трудолюбие, честность и др.) Опора на эти ценности и идеалы в современной художественно – творческой деятельности, в общем и специальном образовании и воспитании, позволит преодолеть многие острые общественные проблемы, обусловленные с утрачиваемым в массовом сознании исконных качеств народной культуры.
В школе народного искусства «Лель» дети должны усвоить, что у каждого народа существует своя система ценностей, свои особенности, которые нельзя не учитывать при общении с людьми той или иной национальности. Каждый народ является носителем своей национальной культуры. Пока существует культура, существует и сам носитель – народ. Исчезла традиционная культура, забылись песни, танцы, игры, стерлось самосознание – народ перестает существовать.

Подобные детские учреждения способствуют действенности гражданского, нравственного воспитания в лучших народных традициях. Особенностью функционирования ШНИ «Лель» является целостность ее подхода к изучению народной культуры и ее трансформации в современной жизни.
Народное искусство – синкретическое искусство, т.е. включает в себя компоненты разных искусств. Поэтому в школе каждый ученик – участник коллективного действа, выполняющий свою, особую роль в нем. Поэтому он должен уметь петь, плясать, владеть музыкальными инструментами. Цикличность в обучении проявляется в подготовке и проведении календарных праздников и обрядов.
В основе разработки модели Школы Народного Искусства лежит принцип комплексного, синкретичного воздействия на ребенка через погружение его в этнохудожественное пространство. В данной модели возможен набор в достаточно широком спектре этнохудожественных образовательных направлений, т.е. ребенок может выбрать для себя основным любое из занятий.
Кроме того, элементы программы могут быть использованы на уроках музыки общеобразовательной школы. 
В ШНИ «Лель» обучаются дети уже с трехлетнего возраста по авторской комплексной программе Дубограевой И. В., в состав которой входят подпрограммы:
• Т.А. Гришенковой «Освоение основ народной художественной культуры детьми дошкольного возраста»,
• И.В. Дубограевой «Традиционный народный танец и игра»
• М.В. Тырса «Глиняная игрушка»,
• М.В. Ликман «Народная роспись по дереву»,
• А.Ю. Иванниковой «Сольфеджио для ШНИ»,
• Т.Н. Христо «Общее фортепиано в ШНИ», 
• М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение»
• Народное пение
Программа рассчитана на 5 или 7 лет обучения. Основу учебного процесса составляют групповые занятия (состав группы 10 – 15 человек) в сочетании с индивидуальными уроками и ансамблевым пением. Программа разработана для отделений народной культуры учреждений дополнительного образования (ШТРК, клубов, ДШИ, ДМШ и т.д.). ШНИ обучает детей и подростков в возрасте 7-15 лет по пятилетнему и семилетнему курсу гуманитарного комплекса предметов, включающего фольклорный ансамбль , бытовой танец, сольфеджио, народоведение, инструмент, вокал, декоративно – прикладное искусство. Предусматриваются факультативные занятия — рукоделие, роспись, бисероплетение, плетение поясов, творческие мастерские и индивидуальные занятия.
Для того, чтобы осуществить передачу традиций, главным условием является особым образом организованное общение людей. При этом работа нашей школы строится как на общении внутри школы – организация народных праздников, так и вне ее с носителями традиций и обществом через концерты, фестивали, средства массовой информации. 
ШНИ имеет свою профессиональную направленность. Она является первой ступенью образовательной системы 
  ШКОЛА -КОЛЛЕДЖ - ВУЗ.
После окончания школы выдается свидетельство с правом поступления в средние специальные и высшие учебные заведения данного профиля.
Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психо – физиологического развития детей. Все приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребенка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды. 


Категория: Научные статьи | Добавил: ТаняМамаВИКИ (19.03.2010)
Просмотров: 955 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
»Поиск
»Календарь

»Архив записей
»Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Гильдия Феникс
  • »Опрос


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz