И.В. Дубограева, руководитель школы народного искусства «Лель» ЦДТ «Содружество»
Концепция этно – художественного воспитания школы народного искусства «Лель» В современной социо-культурной ситуации России система дополнительного образования является самоценным и самостоятельным видом образования. Она ориентирована на свободный выбор ребенком форм и видов деятельности, создание мотивов к познанию, творчеству, самосовершенствованию, формированию собственного «Я». На рубеже XX – XXI веков значительно повысился интерес к традиционной культуре своего народа, происходит процесс возрождения национального самосознания этносов. Это связано и с тем, что в период тоталитарной идеологии произошла частичная утрата духовных ценностей, нравственно – этических понятий народа, появилось поколение, не знающее традиций, культуры своего народа, что существенно тормозит процесс общего воспитания и его отдельные направления, в частности, музыкально – эстетического воспитания детей. Актуальные проблемы развития народной художественной культуры отражены в Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства (2001 г.), в Законе РФ об образовании (1996 г.), в Национальной доктрине образования (2000 г.), в Концепции развития художественного образования в РФ (2001 г.), в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», .в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО ( среди них «Рекомендация по сохранению фольклора (1989 г.) и программа «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» (принята в 2000 г.) и в других документах. В этих документах предусмотрены различные направления деятельности учреждений культуры и образования, способствующие изучению традиций художественной культуры народов России, сохранению и развитию самобытных видов и жанров народного художественного творчества, а также традиционных форм их бытования. Особое внимание уделяется повышению роли народного художественного творчества как части отечественного культурного наследия, в духовно – нравственном , патриотическом воспитании детей и подростков, в формировании у них интереса к культуре России, к художественным традициям нашей страны. Традиционная художественная культура народа включает в себя множество явлений народного творчества, а также форм и способов их бытования, передачи от поколения к поколению и творческого развития. Она обладает огромным, но пока еще слабо реализуемым педагогическим потенциалом. В ней воплощены сформированные веками духовно – нравственные ценности и идеалы народа, система его отношений к социуму, природе, Родине, к своей семье, к труду, к жизни и искусству. В этих произведениях народного творчества очень ярко отражены образы матери, героя, родного очага, а также образы мира, качества народной души и исконные добродетели (доброта, милосердие, трудолюбие, честность и др.) Опора на эти ценности и идеалы в современной художественно – творческой деятельности, в общем и специальном образовании и воспитании, позволит преодолеть многие острые общественные проблемы, обусловленные с утрачиваемым в массовом сознании исконных качеств народной культуры. В школе народного искусства «Лель» дети должны усвоить, что у каждого народа существует своя система ценностей, свои особенности, которые нельзя не учитывать при общении с людьми той или иной национальности. Каждый народ является носителем своей национальной культуры. Пока существует культура, существует и сам носитель – народ. Исчезла традиционная культура, забылись песни, танцы, игры, стерлось самосознание – народ перестает существовать.
Подобные детские учреждения способствуют действенности гражданского, нравственного воспитания в лучших народных традициях. Особенностью функционирования ШНИ «Лель» является целостность ее подхода к изучению народной культуры и ее трансформации в современной жизни. Народное искусство – синкретическое искусство, т.е. включает в себя компоненты разных искусств. Поэтому в школе каждый ученик – участник коллективного действа, выполняющий свою, особую роль в нем. Поэтому он должен уметь петь, плясать, владеть музыкальными инструментами. Цикличность в обучении проявляется в подготовке и проведении календарных праздников и обрядов. В основе разработки модели Школы Народного Искусства лежит принцип комплексного, синкретичного воздействия на ребенка через погружение его в этнохудожественное пространство. В данной модели возможен набор в достаточно широком спектре этнохудожественных образовательных направлений, т.е. ребенок может выбрать для себя основным любое из занятий. Кроме того, элементы программы могут быть использованы на уроках музыки общеобразовательной школы. В ШНИ «Лель» обучаются дети уже с трехлетнего возраста по авторской комплексной программе Дубограевой И. В., в состав которой входят подпрограммы: • Т.А. Гришенковой «Освоение основ народной художественной культуры детьми дошкольного возраста», • И.В. Дубограевой «Традиционный народный танец и игра» • М.В. Тырса «Глиняная игрушка», • М.В. Ликман «Народная роспись по дереву», • А.Ю. Иванниковой «Сольфеджио для ШНИ», • Т.Н. Христо «Общее фортепиано в ШНИ», • М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» • Народное пение Программа рассчитана на 5 или 7 лет обучения. Основу учебного процесса составляют групповые занятия (состав группы 10 – 15 человек) в сочетании с индивидуальными уроками и ансамблевым пением. Программа разработана для отделений народной культуры учреждений дополнительного образования (ШТРК, клубов, ДШИ, ДМШ и т.д.). ШНИ обучает детей и подростков в возрасте 7-15 лет по пятилетнему и семилетнему курсу гуманитарного комплекса предметов, включающего фольклорный ансамбль , бытовой танец, сольфеджио, народоведение, инструмент, вокал, декоративно – прикладное искусство. Предусматриваются факультативные занятия — рукоделие, роспись, бисероплетение, плетение поясов, творческие мастерские и индивидуальные занятия. Для того, чтобы осуществить передачу традиций, главным условием является особым образом организованное общение людей. При этом работа нашей школы строится как на общении внутри школы – организация народных праздников, так и вне ее с носителями традиций и обществом через концерты, фестивали, средства массовой информации. ШНИ имеет свою профессиональную направленность. Она является первой ступенью образовательной системы ШКОЛА -КОЛЛЕДЖ - ВУЗ. После окончания школы выдается свидетельство с правом поступления в средние специальные и высшие учебные заведения данного профиля. Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психо – физиологического развития детей. Все приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребенка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.
|